Особенности ценообразования: цена и затраты, их взаимосвязь
Определение цены товара — одна из сложных и значимых задач в любом бизнесе, так как от ее решения зависит конечный результат деятельности. Поэтому при формировании стоимости важно учитывать некоторые особенности ценообразования. Важно понять, что цена товара потребителем и продавцом воспринимаются совершенно по-разному. Для покупателя — это расходы на приобретение какой-то услуги или товара, а для продавца — основной источник прибыли. В области рыночной экономики с помощью цены распределяются ресурсы.
Понимание этого различия делает возможным формирование адекватной стоимости товара, одинаково привлекательной как для потребителя, так и для продавца. В связи с этим важной особенностью ценообразования является учет определенных целей предпринимателя, для достижения которых и устанавливается цена.
Три основных цели формирования цены товара.
- Достигнуть максимального объема продаж.
- Получить максимальную прибыль.
- Поддержать существования фирмы на должном уровне.
Для быстрого достижения этих целей следует принимать во внимание различные факторы
Важные особенности ценообразования — учет факторов.
При формировании цены необходимо учитывать следующее:
- стратегию продвижения продукта,
- текущий спрос: его характер, эластичность и соотношение с предложением конкурентов,
- соотношение качество/цена,
- стратегии распределения,
- стадии жизненного цикла товара,
- затраты на производство продукта (особенности ценообразования: издержки плюс наценка, учет точки безубыточности или формирование цены, исходя из целевого дохода).
Издержки — это основной фактор, на который следует акцентировать внимание, изучая особенности ценообразования, потому что другие факторы (выбор методов продвижения и распространения товаров, определение доли рынка) являются дополнением к базису, обусловленному затратами.
Учет затрат как основная особенность ценообразования.
Издержки — это мера стоимости тех ресурсов, которые используются при оказании услуг или в производстве. Они разнородны, поэтому применяют денежное выражение их стоимости, которую определить достаточно сложно. Это связано с тем, что нет «истинных» затрат. И чтобы понять сущность издержек, их классифицируют в зависимости от возможности непосредственного отнесения на единицу измерения и уровня деятельности.
Классификация затрат в зависимости от уровня деятельности.
Переменные - издержки, изменяющиеся в зависимости от количества услуг или товаров. Они меняются прямо пропорционально изменениям деятельности (топливо, сырье, рабочая сила и т.д.)
Постоянные - это расходы, на состояние которых не влияют изменения в текущей деятельности организации. К таким издержкам относятся аренда, налоги, зарплата руководителей, страхование, содержание транспорта и т.д.). Если уровень деятельности увеличивается, то постоянные затраты могут меняться. В этом случае их будут называть полупеременными или ступенчато-переменными затратами.
При формировании цены следует учитывать все перечисленные особенности ценообразования для более эффективного ведения хозяйственной деятельности и создания прибыльного и стабильного бизнеса.