Понятие «директ-маркетинг» и создание его основы: клиентской базы.
Целевой маркетинг, мультимаркетинг, директ-маркетинг — все это термины, обозначающие непосредственное взаимодействие покупателя и продавца. Причем роль, которая отводится потребителю, далеко не пассивная. Он является полноправным участником диалога, поэтому клиенту уделяется особое внимание при составлении базы данных — основы успешного продвижения товара.
Взаимодействие потребителя и продавца может принимать различные формы:
- личные продажи — вид директ-маркетинга, при котором происходит прямой контакт продавца и покупателя,
- рассылка рекламных сообщений,
- интернет-маркетинг, при котором связь происходит по электронным каналам,
- телефонные продажи,
- телевизионный магазин, продающий товары без непосредственного контакта.
Какой бы вид ни выбрал маркетолог в качестве способа продвижения товара, перед тем, как приступить к делу, необходимо сформировать клиентскую базу.
Составление списка клиентов в директ-маркетинге.
База данных может быть сформирована на основе специально собранной информации или в ходе работы организации. В случае, если список уже есть, его следует периодически обновлять.
Список клиентов поможет решить следующие задачи:
- Дает возможность сделать директ-маркетинг и обращение к клиентам наиболее эффективным и, таким образом, позволяет оптимизировать бюджет акции.
- Проведение тестирования эффективности рекламной кампании для того, чтобы вовремя внести необходимые коррективы.
- Отслеживание в краткие сроки результативности проведения акции.
- Возможность очертить целевую аудиторию, заинтересованную в предлагаемых услугах.
Источники информации для создания клиентской базы.
- клиенты, которые обращались в компанию раньше или сотрудничают с ней в настоящее время,
- отклик на входящую рекламу: фиксирование входящих звонков,
- адресные базы, которые встречаются на рынке,
- реклама других фирм (встречные предложения воспринимаются всегда благосклонней всех остальных)
- СМИ: интернет, телевизионные передачи, журналы, газеты.
Базы данных — это важный элемент директ-маркетинга, представляющий собой постоянно пополняемый, хорошо организованный объем исчерпывающих данных о клиентах фирмы. Он дает возможность создать основное ядро покупателей, его характеристику, построить отношения с покупателем. Это не простые адресные списки. Они содержат более полную информацию о клиенте.
Составляющие клиентской базы в директ-маркетинге.
- поставщики-конкуренты,
- состояние текущих контрактов,
- услуги/товары, купленные клиентом ранее,
- объемы и цены прошлых закупок,
- информация о возрасте, дне рождении, хобби, любимом блюде человека, с которым устанавливался контакт,
- ожидаемые расходы покупателя в ближайшие несколько лет,
- оценка его слабых сторон и конкурентных преимуществ.
При директ-маркетинге товаров народного потребления в базу данных вносятся:
- демографические характеристики клиентов (размер семьи, доход, возраст, день рождения),
- психографические (интересы, мнения и сфера деятельности),
- сведения о прошлых покупках и т.д.
Требования директ-маркетинга к клиентской базе.
- быстрота операций, связанная с чистотой мероприятий, требующих использования базы данных,
- необходимость проверки дублирования адресов,
- обработка больших объемов информации для получения данных, позволяющих сегментировать базу,
- необходимость краткой, точной и пунктуальной регистрации адресатов,
- постоянное обновление базы для поддержания ее качества.
Причем, список критериев составляется перед началом формирования базы. Он определяет принадлежность потребителя к какой-либо группе. На основе выделенных критериев определяются классы населения. При этом в директ-маркетинге целесообразно из общих параметров вычленять частные, что дает возможность из многочисленных потребителей выделить отдельные сегменты. Для того, чтобы определить перспективность сегментов, следует сделать пробную рассылку материалов и отказаться от бесперспективных групп, чтобы не тратить время напрасно.
Соблюдение всех перечисленных параметров поможет создать клиентскую базу по всем правилам. А она, как основа директ-маркетинга, станет надежным фундаментом для построения успешной рекламной кампании.