Простые критерии сегментации рынка — фокус внимания на «своем» покупателе.
В процессе изучения потребителей с помощью различных методов постепенно проясняются его интересы и нужды, в результате чего покупателей можно делить на несколько классов. Существуют различные критерии сегментации рынка, то есть, параметры разбиения его потребителей на группы, с целью выбора наиболее оптимальной целевой аудитории, на которую и будет направлена деятельность компании.
Четыре основных критерия сегментации рынка.
- Географический - это выделение рынков определенного города, региона, страны или одного климатического пояса.
- Демографический — по возрасту, полу, уровню доходов, роду занятий. составу семьи и т.д.
- Психографический критерий сегментации рынка — разделение в зависимости от образа жизни, общественного класса, типа личности.
- Поведенческий — в зависимости от мотивации людей совершать покупки, от интенсивности потребления какого-либо товара.
Такие критерии сегментации рынка используют для товаров как хозяйственного, так и промышленного назначения. Однако, в последнем случае учитывается также размер самого бизнеса, закупок, форма организации и другие важные показатели предприятия. На практике все выглядит намного проще.
Практика использования критериев сегментации рынка.
Более простая процедура сводится к делению рынка по следующим переменным:
- По половой принадлежности, в случае, если потребитель физическое лицо. Для предприятий — по форме организации.
- По географическому местоположению: деление на 3-7 зон.
- По возрасту. Разделение потребителей на «младший», «средний» и «старший» возраст. Для предприятий — по размеру фирмы-клиента (малое, среднее или крупное).
- По уровню дохода. Этот критерий сегментации рынка делит покупателя на три группы: с низким доходом, средним и высоким.
Знание этих параметров и использование их в процессе создания концепции товара, его внедрении и продвижении имеет важное значение, помогая достичь определенных целей.
Для чего нужны критерии сегментации рынка?
- Можно подогнать продукт своей деятельности под конкретные желания и потребности покупателя, значительно повышая привлекательность товара.
- Использовать возможность избежать конкурентной борьбы, уйдя на рынок, не освоенный конкурентами, и продвигая свой товар на нем.
- Улучшить товар, сделав его более конкурентоспособным.
- Сориентировать маркетинговую работу на конкретного потребителя, что приведет к сокращению расходов на рекламу и повышению ее эффективности.
Таким образом, зная критерии сегментации рынка и используя эти знания в разработке нового товара, можно сосредоточить внимание исключительно на «своем» потенциальном покупателе, не растрачивая энергию и денежные средства впустую.